Вероника Крайнова (nika_kraynova) wrote,
Вероника Крайнова
nika_kraynova

Я и мои субличности

Сегодня вышла моя следующая статья в цикле про психосинтез. Размещаю и здесь :)

Оригинал взят у nika_kraynova в Я и мои субличности

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Продолжу тему субличностей, начатую в предыдущих эссе про психосинтез.
Сегодня поговорим о том, какие проблемы бывают с субличностями и с их взаимодействием.

По моему опыту, чаще всего встречаются эти варианты:
1. Субличность не находится в гармонии с целым и «ведет себя странно»
2. Субличность диссоциирована, т. е. как будто «отколота» от целого
3. Субличности конфликтуют — хотят взаимоисключающих вещей

Теперь о каждом варианте подробнее и с примерами.


1. Субличность «себе на уме».
В этом случае субличность имеет благие намерения, но реализует их странными для настоящего времени способами.

Как я говорила в предыдущих эссе, субличности обычно о формируются в возрасте до 3х лет, а дальше они могут расти, усовершенствовать свои варианты поведения, учиться новым жизненным стратегиям, испытывать новые чувства и состояния.
Но так происходит не всегда. И субличность может «застревать» в старых вариантах думать-
чувствовать-действовать.

Клиентка жалуется на постоянные проблемы со здоровьем — частые простуды, потом стали появляться аллергии, странные боли в суставах...
В ходе терапии выясняем, что в детстве она получала внимание и заботу мамы, только когда болела. А если она была здорова — то мама была занята своей работой, или личными делами. А со своей дочерью общалась только требованиями: «выучи уроки, помой посуду, пропылесось пол, чего сидишь просто так займись делом... «

У клиентки сформировалась субличность «Вечно болеющая» - которой необходимо было чувстоввать себя больной и несчастной — чтобы иметь возможность просто отдохнуть, позаботиться о себе. Или отказаться от неприятных дел.

Хотя, казалось бы, взрослая женщина может просто решить отдохнуть, позаботиться о себе или не делать что-то. И ей нет необходимости объяснять, что «я болею и поэтому решила немного полежать», или «я болею и поэтому не смогу к тебе прийти».

Цель терапии в этом случае — трансформировать субличность, чтобы она перестала быть «вечно болеющей» и могла разрешить себе отдыхать, заботиться о себе и при этом быть здоровой. Научиться отказываться напрямую, если что-то не хочется делать — а не объяснять это «плохим самочувствием».

2. Субличность «отколота от целого»
Такое обычно бывает в результате травмы. Человек сталкивается с запредельным уровнем переживаний, не может контактировать с этими своими чувствами. И в результате он вытесняет эти чувства и отвергает часть себя, которая их испытывала.

Клиентка перенесла сексуальное насилие, и в результате у нее образовалась диссоциированная (т. е. "отколотая от целого") субличность. Она не только вытесняет свои чувства, по сути она отвергает и ту часть себя, которая пережила эту травму.
На одном из этапов работы с травмой в терапии она возвращает эту часть себя обратно. Вместе с этим к ней возвращается и энергия (которая раньше уходила на то, чтобы вытеснять чувства и держать эту часть себя отдельно), и новое ощущение целостности. Она говорит "я снова чувствую себя живой".

Важно: возвращение субличности — это только один из этапов работы с подобной травмой. Кроме этого, нужна работа и с телом, и с чувствами, и с убеждениями, и с я-концепцией, и со смыслами.

3. Субличности конфликтуют. Это и есть тот самый внутренний конфликт:

Субличности хотят одновременно взаимоисключающих вещей.
Одна субличность хочет, а вторая запрещает
Одна субличность требует, а вторая саботирует

«Я не могу себя заставить..» - говорит клиентка.
Такая фраза — это признак внутреннего конфликта.
Клиентка хочет начать работать как бизнес-коуч, имеет для этого необходимое образование, имеет опыт... но боится идти к людям, заявлять о себе как о специалисте. И говорит что не может себя заставить вести свою профессиональную страничку в фейсбуке, чтобы к ней приходили клиенты.
Одна её субличность считает что нужно реализовываться как профессионал, приглашать клиентов и работать.
Другая субличность очень боится, и блокирует любые действия - «я напишу этот пост завтра, сейчас я еще не готова, я еще недостаточно много знаю, мне надо подучиться».

Такая внутренняя борьба может продолжаться долго — и человек так будет переключаться от страха к злости на самого себя. С позиций транзактного анализа, можно говорить что конфликтуют детская и родительская части. «Родитель» считает, что надо делать, что уже упущено много времени, злится и раздражается... А «Ребенок» от этого начинает еще больше бояться, прячется и бросает любые попытки делать что-то.

Цель терапии здесь — разрешить конфликт, помочь субличностям договориться. Вместо попыток «заставить себя» научиться себя поддерживать и помогать себе.
После того, как мы в сессиях трансформировали родительскую часть — клиентка перестала себя ругать и заставлять, вместо этого начала себя поддерживать и мотивировать. И наконец начала вести свою страничку.

Таким образом, в терапии можно:

  1. Помогать субличностям договариваться — чтобы решать внутренние конфликты и приходить к согласию внутри себя

  2. Трансформировать субличности — чтобы достигать желаемого более подходящим к сегодняшнему дню способом

  3. Возвращать себе «отколотые» диссоциированные субличности — чтобы справиться с последствиями травм и вновь обрести целостность.


«Так много субличностей — это не шизофрения, не раздвоение личности?»
«Во мне больше десятка субличностей, это выглядит очень странно» - такие вопросы иногда задают клиенты.

О психическом заболевании можно говорить, когда каждая субличность живет сама по себе, и они не связаны в целое, когда линия времени у человека разорвана, он не помнит что делал час назад и не связывает это с собой.
Тогда метафорически это будет цветок, от которого оторвали лепестки, и каждый из лепестков существует сам по себе отдельно. Причем один лепесток не осознает, не понимает и не помнит, что делал другой.

Если же у человека всё это связано в единую линию времени, и просто в разные моменты он проявляет себя с разных сторон — то это вполне нормально. Мы не можем быть абсолютно одинаковыми дома, на работе, с родителями, с детьми, с друзьями и так далее.
Как я говорила, в одном из предыдущих эссе, личность можно сравнить с алмазом, который может поворачиваться разными гранями. Каждая грань — это и есть субличность.

И в завершении эссе — упражнение «Диалог с субличностью».
Это упражнение Вы можете сделать сами — чтобы лучше понять грани себя, познакомиться со своими субличностями и если нужно, начать процесс трансформации.

1. Сформулируйте запрос — что бы Вы хотели получить от этого упражнения. Может быть понять, какая Ваша субличность проявляется в той или иной сфере жизни, и почему она проявляет себя именно так.
2. Закройте глаза и позвольте возникнуть образу этой субличности.
3. Какие эмоции и чувства эта субличность вызывает у Вас
4. Как эта субличность связана с Вашим запросом
5. Какие эмоции и чувства Вы вызываете у этой субличности
6. Нарисуйте эту субличность на листе
7. Задайте этой субличности вопросы:

  • в чем твоя цель

  • для чего ты проявилась именно в этот период моей жизни

  • для чего ты здесь находишься

  • что ты хочешь от меня

  • что тебе нужно от меня

  • в чем ты нуждаешься

  • что ты мне предлагаешь

  • за что ты на меня обижаешься

  • чем я могу тебе помочь

  • от чего ты меня защищаешь

  • что ты можешь мне дать

8. Задайте вопросы, касающиеся проблемы/запроса

  • чем я привлек эту проблему

  • что хорошего мне несет эта проблема

  • как мне вести себя для разрешения этой ситуации

9. Посмотрите на образ субличности. Изменился ли он за время разговора
10. Нарисуйте образ субличности, который получился в результате трансформации
11. Сравните свои чувства и ощущения в отношении этой субличности
12. Задайте себе вопросы:

  • что произошло, какие изменения произошли

  • что способствовало этим изменениям

  • как изменится моя жизнь, если я последую за этими изменениями

  • подходят ли мне эти изменения. Может быть что-то надо скорректировать


Если хотите, напишите в комментариях, что у Вас получилось в результате этого упражнения, и возникли ли какие-либо вопросы.


В следующем эссе мы поговорим о том, вокруг какого центра объединяются субличности, и какова главная цель терапии в направлении «Психосинтез».

*Все примеры приведены с разрешения клиентов




Вероника Крайнова
Клинический психолог, гипнотерапевт, коуч
Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги

Предыдущие статьи по этой теме:
Психосинтез. Хорошо забытое старое http://ru-psiholog.livejournal.com/7703874.html
Субличности: Избушка-избушка... http://ru-psiholog.livejournal.com/7717826.html
Tags: психо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment