Вероника Крайнова (nika_kraynova) wrote,
Вероника Крайнова
nika_kraynova

Субличности: Избушка-избушка, повернись ко мне передом.

Сегодня опубликовала второе эссе про психосинтез. Делюсь в своем журнале :)

Оригинал взят у nika_kraynova в Субличности: Избушка-избушка, повернись ко мне передом.


Продолжим тему про Психосинтез, начатую в предыдущем эссе.
Наверняка многие замечали, что в разных областях жизни люди проявляют себя по-разному.

Например, на работе он может быть строгим начальником,
дома — любящим мужем и отцом,
с друзьями — веселым парнем
в тренажерном зале — сосредоточенным спортсменом
за рулем — он водитель
и так далее.

В разных сферах жизни (иначе говоря, жизненных контекстах), человек поворачивается разными гранями себя. Как в заголовке «избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом»

Бывают и другие варианты:

На работе он строгий начальник
С женой он строгий начальник
С детьми он строгий начальник

Т.е. Человек застрял «в образе» и не может переключиться «в другой режим».

Так проявляются субличности, иначе говоря наши внутренние части. Про них мы сегодня и поговорим.

Итак, в Психосинтезе мы рассматриваем личность как некое целое, в котором можно выделить составные части.
Субличность — это и есть часть личности. Это психодинамическая структура, которая становится достаточно устойчивой и постоянной. У субличности есть свои намерения и цели, смыслы, жизненные ценности, установки и убеждения, стратегии и способы поведения, мысли и чувства, желания и потребности.

Если говорить метафорически, то личность — это бриллиант. А каждая субличность — это грань бриллианта
Или — личность это цветок, а каждая субличность — это отдельный лепесток.

Т.е. С одной стороны, субличность можно выделить в отдельную единицу. С другой стороны, она принадлежит целому.
В каждый конкретный момент жизни проявляется определенная субличность. Например: профессионал, мать, подруга.

Кроме сфер жизни, субличности могут быть:
по архетипам. Например: мудрец, воин, агрессор, жертва
по личностным особенностям: вечно болеющая, неудачник...
по возрастам — родитель, взрослый, ребенок
творческие — мечтатель, реалист, критик, скептик
познавательные — учитель, ученик
и так далее...

В каждом человеке «живет» больше десятка субличностей.
Есть даже субличность, которая «отвечает» за жизненный сценарий человека.

Пример:
Работали с жизненным сценарием клиентки. Она увидела субличность «Одинокий герой», человек, который лезет в гору по камням,
Герой был убежден, что ему никто не поможет и не даст поддержки, и он должен всё делать только сам, в одиночку.  Картинка была безрадостная - черно-белое пространство, острые камни, сухой воздух, и герой лезет вверх, раздирая в кровь руки.
По ощущениям клиентки, герой находился чуть раньше чем середина пути. Но уже выбился из сил — потому что отдыхать нельзя, надо лезть вперед, доверять никому нельзя, поддержку просить нельзя.
Клиентка осознала, что эта картинка — про всю её жизнь, про то как она живет начиная с детства по настоящий момент.
Хотя на самом деле хотелось другого — получать радость жизни сейчас, а не в неопределенном будущем, которое наступит никогда.

Через работу с такой субличностью можно постепенно трансформировать жизненный сценарий. Естественно, это делается не за одну сессию — ведь такой «одинокий герой» был сформирован в результате множества детских решений, эмоций и чувств, жизненных ситуаций.
Такое понимание связи между субличностями и жизненными сценариями — моё собственное, из опыта и практики. В психосинтезе этого в таком виде нет.

Как формируются субличности:
Ассаджиоли считает, что основной набор субличностей формируется уже к 3м годам жизни ребенка.
Родители (и другие люди) общаются с ребенком, дают ему позитивные или негативные подкрепления, акцентируют внимание на одних качествах, хвалят или ругают. Ребенок начинает больше осознавать себя, формировать адаптационные и защитные механизмы, вырабатывать способы общения со внешней средой.
И постепенно в этом процессе выделяются психодинамические структуры, которые становятся субличностями.

Дальше в процессе жизни субличности могут развиваться, расти, наполняться новыми смыслами и транформироваться.

Тему субличностей мы продолжим в следующем эссе. Поговорим о том, какие проблемы и сложности с ними бывают — внутренние конфликты, диссоциированные субличности, субличности «застрявшие в прошлом».  И о том, к какому результату можно идти в терапии, работая с субличностями.

А сейчас хочу предложить читателям упражнение.
Оно поможет понять, как Вы идете по жизни и как это проявляется через субличности.

Ответьте письменно или просто мысленно на несколько вопросов.
1. Как Вы живете — охарактеризуйте одним или 2-3 словами. Например «трудно», «тяжело», «не живу», «свободно», «легко и радостно» и так далее.
2. Если бы Ваша жизнь была похожа на художественное произведение (книга, сказка, кинофильм, спектакль) — то какой это был бы жанр. Например: трагедия, комедия, драма, мелодрама, артхаус, фэнтези, триллер, ужастик и так далее
3. Кто Вы в этом произведении, какой Вы там герой
4. Закройте глаза и позвольте возникнуть образу этого героя. Как он выглядит, в каком пространстве он находится
5. Что движет этим героем, какие мотивы, намерения
6. Какие у него цели, желания, потребности
7. В чем он убежден, во что он верит
8. Что для него важно и ценно
9. Как он относится к самому себе, к миру, к людям
10. Что он хочет, но никак не получает
11. Как он действует
12. Что он чувствует, какие чувства он чаще всего испытывает
13. Какое его самое заветное желание
14. В чем он нуждается (может быть в поддержке, может быть в трансформации)
15. Для чего эта субличность присутствует в Вашей жизни сейчас

Если хотите, напишите в комментариях, что ценного и полезного Вы получили, от этого упражнения — что осознали и поняли о себе.

На этом сегодня всё. До встречи в следующем эссе.
Буду благодарна за отклик в комментариях:
Осознаете ли Вы, как проявляются Ваши субличности, в тех или иных областях жизни? Есть ли у Вас противоречия между субличностями, или они действуют согласованно?


Вероника Крайнова
Клинический психолог, гипнотерапевт, коуч
Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги
Tags: психо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments