Вероника Крайнова (nika_kraynova) wrote,
Вероника Крайнова
nika_kraynova

Спешить и всегда быть первым

Забыла перепубликовать у себя в ЖЖ эту статью :)

Оригинал взят у nika_kraynova в Спешить и всегда быть первым
Продолжаем разговор о драйверах, начатый в предыдущем посте.
Сегодня поговорим о драйвере «спеши» или «будь первым».

Суть этого драйвера — всё делать быстро, спешить и торопиться.
В варианте «быть первым» - обогнать других.

Расскажу свой пример:
У меня хорошие способности к математике, и когда я училась в школе — то решала примеры очень быстро.
Учительница давала на уроке задание «решить примеры с 110 по 120й», и я включалась в соревнование чтобы сделать это первой. Мне было важно поднять руку и сказать «Я всё решила, что делать дальше?».

Вместе со мной в классе было еще 2 парня, которые почему-то тоже в этом участвовали.
Зачем я это делала? Не знаю.
Пятерки по математике мне и так ставили. За перевыполненный план решенных примеров никаких бонусов или преференций не предполагалось. Не могу сказать, и что мне нравился процесс решения примеров. Ведь я даже не успевала его почувствовать в этой спешке.
Почему-то для меня важно было прийти к финишу первой. Я даже не задумывалась, почему и для чего.

В этом примере вся суть драйвера «спешить» и «быть первым».
Человек торопится, стремится обогнать других — хотя в этом нет какого-либо практического смысла, и удовольствия от этого он тоже не получает.

Конечно, у этого драйвера есть и польза.
Хорошо уметь действовать быстро. Это может пригодиться в определенных ситуациях.
У меня действительно очень хорошая скорость, это помогает мне в жизни.

Но есть и обратная сторона.
Чем платит человек, если везде спешит, или стремится обогнать других?
Варианты разные.
В примере про школу и математику я заплатила тем, что многие в классе меня не любили и считали выскочкой.

Если человек спешит всегда и везде, даже когда в этом нет смысла, то:

  • он не успевает прочувствовать то что делает — удовольствие и радость от жизни, состояние счастья, эмоции и чувства проходят мимо. Ощущать их некогда — ведь надо спешить

  • может пострадать качество — ведь не зря есть поговорка «Кто торопится — делает дважды»

  • могут пострадать отношения с близкими — из-за того что на них не остается времени из-за спешки

  • и наконец, можно заплатить здоровьем — из-за постоянного напряжения и спешки, высокого уровня стресса оно может пострадать (психосоматика или травма по неосторожности)


Как передается такой драйвер
Передается от родственников, которые показывают это своим примером,
многократно повторяют вслух, давая наставление ребенку,
хвалят ребенка когда он спешит, и ругают когда действует медленно

Откуда этот драйвер у родственников
Как правило установка «спешить» основана на реальных событиях — у кого-то в роду.

Например (привожу с разрешения клиента)
Драйвер «спешить» клиент получил от свого деда.
У деда была травматичная история: он рано потерял отца, когда сам был ребенком.
В день смерти отца он заигрался и долго не шел домой. А когда вернулся — тот уже умер.
С тех пор дед всегда и везде спешил. Потому что не успеть — это страшно и больно, и упущено то, что невозможно вернуть. И этот драйвер перешел «по наследству» к его внуку.

Если у Вас есть драйвер «спеши»
Задайте себе вопросы:
1. Кто из ваших родственников всё время спешил, и куда он не успел.
2. В чем был смысл спешить для этого человека?
3. Что ценного он мог потерять, из-за того что не успел?

Сочетание с родительскими посланиями
Драйверы могут сочетаться с родительскими посланиями (о них шла речь в предыдущем цикле, ссылки есть в конце поста, или можно найти по моим постам в сообществе).
В сочетании драйверы и послания образуют «тупики» - когда непонятно что делать.

Например «спеши» может сочетаться с «не делай».
В этом случае делать нельзя, потому что есть риск ошибиться и накажут. И в то же время надо спешить и торопиться. КАК это исполнить одновременно? Правильно, никак.
Разворачивается жесточайший внутренний конфликт. Человек ругает себя за то что не делает и теряет время, но и делать ничего не может.
Как выход из такого внутреннего конфликта, может быть болезнь — чтобы снизить требования к себе по спешке, и перестать себя ругать.

«Спеши» и «не будь ребенком»
В этом случае драйвер и послание усиливают друг-друга.
Послание «не будь ребенком» - про то что нельзя отдыхать и расслабляться, жить надо не для радости а для совести. И притом еще надо постоянно торопиться и спешить.
В этом случае в психике растет и растет напряжение. Как результат, человек может уйти в бунт — в прокрастинацию, и перестать вообще что-либо делать. Либо уйти в болезнь, чтобы это напряжение снять.
Кроме того, человек может снимать напряжение через агрессию на других, например заставлять других спешить, ругать за ошибки и за то что слишком много отдыхают.

Как справляться с такими драйверами.

1. Понять откуда и от кого Вы это получили
, и в чем был смысл спешить и торопиться для того человека

2. Проработать эмоционально заряженные ситуации, когда было принято решение «спешить». И принять новое решение.
Если всё детство выглядит как одна сплошная «эмоционально заряженная ситуация» - то можно брать в работу отношения с родственником, от которого получено это указание.
С клиентом из примера выше мы брали в работу несколько конкретных ситуаций между ним и дедом. После их проработки желание спешить сильно уменьшилось, и он смог сам выбирать, в каких ситуациях стоит торопиться, а в каких нет.

3. Учиться новым способам поведения.
Например, если Вы всегда ходите быстро — то выбирайте моменты когда можете себе позволить, и идите подчеркнуто медленно. Убедитесь, что мир не рухнул от этого и ничего катастрофичного не случилось. Таким образом Вы сможете прочувствовать, что и новый способ жить тоже очень приятен и имеет право на существование.
Пробуйте делать что-либо медленно и прочувствованно, обращая внимание на ощущения тела, на эмоции и чувства, на своё состояние — чтобы как можно полнее ощутить процесс.

В следующем эссе я продолжу тему драйверов и расскажу о следующем.

А как у вас обстоят дела с драйвером «спешить», «быть первым»?
На сколько баллов по 10-балльной шкале он у Вас проявлен (это субъективная оценка).
Как справляетесь? Есть ли такие занятия, где Вы осознанно позволяете себе быть медленными?

Предыдущие эссе по этой теме
Драйверы. Начало http://ru-psiholog.livejournal.com/7527719.html
Цикл о родительских посланиях http://ru-psiholog.livejournal.com/7280168.html
Чтобы увидеть все эссе, наведите курсор на головастика рядом с моим ником, и выберите "показать записи автора в сообществе"



Вероника Крайнова
Клинический психолог, эриксоновский гипнотерапевт, коуч
Tags: психо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments