Вероника Крайнова (nika_kraynova) wrote,
Вероника Крайнова
nika_kraynova

Денежный вопрос

Оригинал взят у nika_kraynova в Денежный вопрос
Это эссе — в дополнение к циклу про родительские послания.
Эта тема возникла из послания «Не добейся успеха», как его частный случай.  Хотя, здесь может быть "замешано" не только одно это послание.
Послание "не будь значимым", "не будь собой" - также непосредственно влияют.

Сегодня речь пойдет об установках, которые человек выносит из родительской семьи применительно к деньгам. Иначе говоря — о посланиях, которые он принимает, и потом воплощает в своей жизни.

Здесь нет какой-то общей формулировки, такой как «не имей денег», «не будь достойным денег» или «не заработай денег».
Суть в том что у человека те или иные проблемы с деньгами.

Например:
Человек не может заработать достаточно денег
Не доволен тем количеством денег которые у него есть
Не получает удовольствия от денег
Боится тратить деньги на что-то приятное
Не чувствует себя достойным денег
Боится получать деньги
Боится озвучивать стоимость своего труда
Испытывает различные тревоги и страхи по денежной теме


Установки о деньгах чаще всего копируются из родительской семьи
Можно ли заработать деньги или нельзя (нельзя, если можно — то сложно и тяжело)
Сколько можно заработать денег (совсем немного)
Как можно зарабатывать деньги (только тяжелым трудом)
Что такое деньги (проблемы, неприятности и риск)
Кто такой богатый человек (вор, мошенник, негодяй)
Достоин ли я денег (конечно нет)
Как можно распоряжаться деньгами (хранить, копить, беречь)
На что тратить деньги а на что не тратить (только по делу, на удовольствия нельзя)
Имею ли право тратить деньги себя (конечно нет, ведь можно обойтись без этого)
Деньги опасны (нападут и отнимут так или иначе)
Заработал деньги — потерял отношения
Заработал деньги — стал всем обязан
Можно ли брать деньги за свой труд
Стыдно ли называть цену за свою работу
Сколько можно называть, а сколько нет

Как передаются эти установки:
Родители могут:
- проговаривать это вслух
- показывать своим личным примером, действиями,
- реагировать на ребенка (одобрять или не одобрять его проявления)

Ребенок делает вывод,
что деньги — это проблемы. Заработать их нельзя. Если заработал — рискуешь потерять отношения с близкими. Если тратить — то только на полезное. И вообще лучше держаться от денег подальше. Называть цену за свой труд стыдно. И вообще хотеть денег — стыдно. Денег нет и не будет.

Таким образом, ребенок формирует для себя (чаще бессознательно)
Установки, убеждения — определенное отношение к деньгам, к процессу их зарабатывания, к тем кто их зарабатывает. И к себе самому в контексте денег (могу ли, достоин ли)
Жизненные стратегии — как взаимодействовать с деньгами. Способы, знания, умения, навыки — как поступали в родительской семье.

Пример 1. Денег нет и не будет
Один мой знакомый, владелец небольшого бизнеса (привожу пример с его разрешения) часто жаловался что нет денег. Поехать в отпуск — не на что. Машину обновить — не на что.
Когда я ему говорю «а почему ты не рассматриваешь вариант заработать на это?» - то видно, что у него случается замешательство.
«Заработать? Как это?? Есть определенный денежный порог, через него не перешагнуть. Выше головы не прыгнуть. Как есть — так и будет, сделать я с этим ничего не могу»  (это собирательная фраза, из кусочков паззла, мы не раз с ним это обсуждали)
Эта установка пришла из родительской семьи, где постоянно не было денег. А вариант «заработать», если и случался, то совсем немного.
Плюс к этому, человеку не понятно на уровне жизненных стратегий — что конкретно делать.

Пример 2. Не жили богато, нечего и начинать
Другая моя знакомая, она фрилансер, берет частные заказы у клиентов. И один работодатель на фоне кризиса предложил повысить ей оплату (пересчитать по курсу рубля).
Вместо того, чтобы с радостью согласиться — она начала отказываться. Нет, вы и так мне много платите, это лишнее, сейчас время тяжелое.
Здесь можно говорить о том, что она не чувствует себя достойной бОльших денег чем сейчас, не воспринимает своё время и свой труд как ценность.

Пример 3 Если я заработаю — все будут просить у меня взаймы
Моя клиентка (пример с её разрешения) начала свой бизнес. И когда мы работали с темой денег, вышли на страх «если я буду зарабатывать больше, то все родственники начнут просить у меня взаймы, а я не смогу им отказать». И она бессознательно блокировала развитие бизнеса, чтобы не оказаться в этой затруднительной ситуации.

Отношение к деньгам во многом обусловлено социалистическим прошлым:
Отношение к частным предпринимателям при социализме
Вполне реальный денежный потолок, выше которого не подняться простому человеку
Кризисы и потери (когда деньги массово сгорали в банках, инфляция, деноминация)
Привычка надеяться на внешние силы, а не на свою активность

На сегодняшний день реальная ситуация уже поменялась, и есть намного больше возможностей по части зарабатывания денег. Но старые установки и запреты зачастую продолжают действовать.

Что делать родителям
Обратить внимание на своё собственное отношение к деньгам
Замечать, что вы поощряете в ребенке (инициативу, предпринимчивость)
Поощрять желание подростка работать, подрабатывать — если есть такая возможность.

Что можно делать самостоятельно.
Общаться с людьми, чье отношение к деньгам Вам нравится - чтобы бессознательное могло копировать их установки о деньгах
Посмотреть на свою семью — от кого Вы могли взять то отношение к деньгам, которое Вам мешает
Сформулировать для себя новые установки о деньгах, и закреплять их в действиях, на практике (здесь придется пройти через собственное сопротивление, это не всегда будет легко).
Например:
 - Потратить деньги на что-нибудь приятное и бесполезное
 - Озвучить более высокую стоимость своей работы
 - Отказать человеку, который в очередной раз просит взаймы, при этом стараться не оправдываться

В терапии:
Работать с посланиями
  «не будь значимым» - я не достоин денег
  «не будь собой» - со мной всё не так, мне надо сначала почти всё в себе исправить, чтобы были деньги
  «не добейся успеха» - деньги это риск и опасность, их надо избегать
  «не будь ребенком» - позволять себе тратить деньги на удовольствия
  «не взрослей» - учиться быть ответственными, принимать решения
Выстроить собственную ценность — я ценен, я достоин денег, мой труд достоин оплаты
Простроить границы, чтобы не чувствовать себя всем обязанным
Научиться справляться со страхами и тревогами по-поводу денег
Проработать ситуации по теме денег, если такие есть — потери денег, неприятности из-за денег.
Если хочется повышения дохода — то найти для себя смыслы, зачем и для чего это нужно, что поменяется в самих себе, что поменяется в жизни.
Сформулировать и закрепить новые установки и убеждения по теме денег
Сформировать для себя новые жизненные стратегии по обращению с деньгами — что и как конкретно делать.

.
Приглашаю к обсуждения в комментариях, если есть вопросы, то задавайте!


Вероника Крайнова
психолог, коуч, эриксоновский гипнотерапевт
Tags: психо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments