Вероника Крайнова (nika_kraynova) wrote,
Вероника Крайнова
nika_kraynova

Когда ж ты повзрослеешь?

Моя следующая статья о родительских посланиях. Сегодня - про послание "Не будь ребенком"

Оригинал взят у nika_kraynova в Когда ж ты повзрослеешь?
Продолжаем разговор про родительские послания, и сегодня поговорим о пятом - «не будь ребенком»
Если говорить коротко, человек с этим посланием не принимает детское ни в себе, ни в других.
Такой человек видит один вариант жизни — быть взрослым, всегда и во всём. И задавливает в себе детскую часть.

Признаки этого послания:
Нельзя быть непосредственным, играть, радоваться, делать глупости.
Нужно всё время быть серьезным, рассудительным. Заниматься делами.
Отдыхать? Ни в коем случае. Только если сделал все дела, и то — на отдыхе надо тоже заниматься полезным.
Помните фразу «Отдых — это смена деятельности»? Отличная иллюстрация к этому посланию. Просто так отдыхать, ничего не делая — нельзя.
Такие люди могут быть вечно серьезные, даже в юном возрасте - как «маленькие старички»
Запрещают себе просто чего-то захотеть. Все что они хотят, должно быть полезно и практично.
Просто так для радости хотеть ничего нельзя.
Обладатели этого послания часто не любят детей именно за их «детскость», детские проявления, глупости.
Могут раздражать люди, которые позволяют себе отдыхать и просто ничего не делать.
Вообще, всё детское, ребячливое — это глупо и плохо.
Жизнь в которой ничего нельзя просто так для радости. Все должно быть серьезно, полезно и практично.

Как передается и принимается послание «Не будь ребенком».
Родители хвалят и поощряют детей за проявления взрослости (когда ребенок ведет себя вдумчиво и серьезно), ругая или не одобряя за проявления детскости.

«Что ты как маленький!»
«Надо заниматься серьезными делами!»
«Что ты ведешь себя как ребенок!»
«Чего ты просто так смеешься и радуешься! Много радуешься — будешь много плакать»
«Не бегай, не кричи, не мешайся!»
«Успокойся, сядь и посиди спокойно, как нормальный человек».
«Когда ж ты позврослеешь и поумнеешь»
Если в семье двое детей, и старшему постоянно говорят «ты теперь уже взрослый»
Если ребенка постоянно упрекают в том что он ребенок, не дают ему права ничего решать, говорят что пока ты ребенок — у тебя нет прав, то может быть сформировано и послание «не будь ребенком», и «не будь значимым».

Ребенок из всего этого делает вывод, что быть ребенком — это плохо, а быть взрослым — это хорошо. И становится не по годам серьезным и взрослым, стремится скорее повзрослеть и давит всё детское в себе.
«Я не должен быть ребенком, Я должен вести себя как взрослый. Нельзя проявлять свои детские качества»

В том, чтобы вести себя как взрослый, нет ничего плохого. Хорошо развитая и сильная взрослая часть помогает в жизни. Но проблема в том, что обладатель послания «не будь ребенком» развивается однобоко. Он не может себе позволить просто радоваться, просто отдыхать, просто играть.
Он должен быть постоянно занят чем-то полезным. Нельзя расслабляться и бездельничать.
От лица внутреннего Родителя человек уже сам начинает ругать себя за малейшие проявления «детскости», за то что просто сидит и бездельничает,
Из таких людей часто вырастают трудоголики, которые считают себя обязанными все время что-то производить, и не умеют отдыхать. Они запрещают себе просто радоваться жизни, просто получать удовольствие. Ведь удовольствие — это бесполезно, и просто бездумная трата времени. Надо приносить пользу.

Обладатель послания «не будь ребенком» отрицает важную часть себя — внутреннего ребенка. Это желания, творческая энергия, живость, непосредственность, радость жизни.
Получается что Внутренний Ребенок задавлен. Человек не испытывает радость жизни и удовольствие.

Пример: одна моя клиентка пришла с запросом, что она не любит детей, ей тяжело с ними общаться, дети её раздражают, но притом она хочет своих детей. Она хотела разобраться, почему у неё такое отношение к детям, и что с этим можно сделать.
В работе мы выяснили, что её собственная детская часть также задавлена, она не принимает детское в себе, не разрешает своему внутреннему ребенку проявляться.
Когда мы поработали с её детской частью, ситуация постепенно стала меняться. Она стала позволять и себе быть ребенком, и начала это принимать в других людях, и в детях тоже :)

Прокрастинация как бунт внутреннего Ребенка.
Как результат послания «не будь ребенком», может развиться прокрастинация. Внутренний ребенок задавлен, постоянно приходится работать-работать-работать, а потребности детской части не учитываются и отбрасываются как нечто не стоящее внимания.
Поэтому внутренний Ребенок пытается хоть как-то проявить себя, обратить на себя внимание. Но проявляться как свободный ребенок он не имеет права. И он может начать бунтовать - устраивать забастовки, и саботировать любую деятельность.
«Ах, мне нельзя быть ребенком! Тогда я вообще делать ничего не буду и тебе не дам ничего делать».
Так ведут себя дети, когда взрослые пытаются заставить их сделать что-то и излишне на них давят. Ребенок может заявить что «тогда вообще ничего делать не буду, сяду и просто буду сидеть». То же самое происходит и во внутреннем мире, между Родительской частью, которая пытается заставить, и бунтующим внутренним Ребенком.

Депрессивное состояние как результат послания "не будь ребенком"
«Нет радости в жизни. Работаю-работаю, а для чего всё это. Всё бессмысленно.»
И действительно, если сильно проявлено послание «не будь ребенком» - то внутренний ребенок задавлен, и сложно будет ощутить счастье и радость жизни. Жизнь будет казаться серой и безрадостной рутиной, в которой нет никаких перспектив.

Еще пример, про меня.
У меня самой послание «не будь ребенком» было очень ярко проявлено. Нельзя было просто ничего не делать, отдых — это только смена деятельности, любую минуту надо провести с пользой.
Причем, умом я понимала что так быть не должно. Отдыхать — это естественно и хорошо. Но эмоционально не могла себе позволить отдыхать, и более того меня раздражали люди которые могли себе это позволить. «А чего это они просто так сидят, лежат и ничего не делают, ведь могли бы заняться чем-то полезным в это время».
В терапии я много работала с этой детской частью, училась слышать её потребности, доверять ей, позволять проявляться.
В результате депрессивное состояние ушло, в жизни появилось больше радости и отдыха. Появились хобби, которые раньше себе не позволяла из-за их «бесполезности».

Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого послания
Если это послание есть у родителя — то как раз общение с ребенком это хорошая возможность наконец разрешить и себе быть ребенком, и принять детскую часть в себе.
Не ругать ребенка за проявление детскости.
Позволять ребенку быть ребенком, а не стремиться сделать из него серьезного маленького взрослого.

Что можно делать самостоятельно, если у Вас есть послание «не будь ребенком».

1. Позволить себе просто ничего не делать! И получить от этого удовольствие. Убедиться, что пока Вы ничего не делали — мир не рухнул, жизнь продолжается и в ней стало больше удовольствия.

2. Исполнить свою детскую «бесполезную» мечту. (Мой пример — я купила себе аквариум. Потом еще один..., сейчас у меня их три.. Кстати, аквариумы оказались огромным ресурсом, по состояниям, стратегиям и убеждениям)

3. Упражнение «100 желаний». Берете лист бумаги, выбираете минут 30 времени — и пишете 100 желаний. Любых. От простых «хочу мороженое» до масштабных, например «хочу стать знаменитым автором книг». Уже во время этого упражнения внутренний Ребенок проснется. После того как напишете — посмотреть из взрослой позиции на список, выбрать что реально исполнить сейчас, и сделать это. Таким образом Ваши субличности — внутренние Ребенок, Взрослый и Родитель начинают сотрудничать. Ребенок желает, Взрослый выбирает что реально, Родитель заботится о ребенке.

4. Поработать с внутренним Ребенком. Есть простая методика на основе Психосинтеза, когда Вы в своем внутреннем образном пространстве позволяете возникнуть образу внутреннего Ребенка, смотрите в каком образе он пришел, спрашиваете у него как он себя чувствует, в чем нуждается, слушаете его... и дальше даете ему то, в чем он нуждается. Есть различные техники где с внутренним Ребенком работают в трансовом состоянии, в медитации.

Важно: при работе с внутренним Ребенком могут быть слезы, много слез. Это нормально. Даже если Вы уже работали с ним, и думаете что он более-менее в порядке, слезы всё равно могут быть. Можно просто дать им выйти, со слезами выходит накопившееся напряжение.

В терапии:
Цель терапии — привести в хорошее гармоничное состояние внутреннего Ребенка, чтобы он мог быть собой, быть свободным и проявлять себя
Наладить конструктивное взаимодействие между внутренними Ребенком, Взрослым и Родителем - чтобы Ребенок был свободным, Родитель — заботливым, а Взрослый — сильным и развитым. Сбалансировать их проявления.
Если человек принял новое решение, что он может быть как ребенок — это не значит, что он теперь во всех ситуациях будет как ребенок. Просто добавляется еще одна возможность проявить себя, почувствовать удовольствие и радость от жизни.

Приглашаю к обсуждения в комментариях, если есть вопросы, то задавайте!


Вероника Крайнова
психолог, коуч, эриксоновский гипнотерапевт

P.S. предыдущие эссе по этой теме
Родительские послания, начало http://ru-psiholog.livejournal.com/7115240.html
Послание 1 "Не делай" http://ru-psiholog.livejournal.com/7130065.html
Послание 2 "Не будь, не живи" http://ru-psiholog.livejournal.com/7142446.html
Послание 3 "Не сближайся" http://ru-psiholog.livejournal.com/7155615.html
Послание 4 "Не будь значимым" http://ru-psiholog.livejournal.com/7169467.html
Tags: психо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments