Вероника Крайнова (nika_kraynova) wrote,
Вероника Крайнова
nika_kraynova

Но одиночество прекрасней...

Продолжаю цикл о родительских посланиях. В сегодняшней статье - о послании "не сближайся".

Оригинал взят у nika_kraynova в Но одиночество прекрасней...
Сегодня поговорим про третье послание «не сближайся», «не будь близким».

Признаки этого послания:
Человек не может построить близких отношений, или отношения не длятся долго, прерываются только начавшись
Если создал семью — то это похоже на «одиночество вдвоем», когда люди делят жилплощадь как соседи, но нет настоящей близости.
«Неполная близость» - человек выбирает заведомо неподходящих партнеров, с которыми семью не создать. Женатых/замужних, из другой культуры, или с большой разницей в возрасте, которая оказывается помехой.
Трудности с доверием — человек не может доверять другим людям, ждет от них каких-либо неприятностей, подозревает их в чем-либо.
Страх создавать отношения, человек может бояться что его бросят, что отношения не продлятсядого.
Трудно открываться эмоционально, человек эмоционально закрыт


Как передается и принимается послание «Не сближайся».
ВАЖНО: Чтобы послание передалось, ребенок его должен принять. Это означает сделать определенный «вывод», принять решение о себе, о других людях, о жизни.
Я специально пишу «может сделать вывод» - потому что в одной и той же ситуации разные дети могут сделать совершенно разные выводы. Это зависит от бесконечно многих факторов, врожденных и приобретенных качеств.

Здесь возможны разные варианты, или их сочетание:

  • Эмоционально холодные родители, которые отвергают попытки ребенка сближаться. Дают мало телесного контакта, ведут себя холодно с ребенком. В этом случае ребенок может сделать вывод, что не стоит слишком открываться и проявлять чувства, лучше держаться отстраненно.

  • Уход из семьи или смерть кого-либо из родителей. Ребенок может сделать вывод, что близкий человек рано или поздно его в любом случае покинет, поэтому нет смысла слишком сближаться и привязываться.

  • Частые переезды с места на место. Ребенок может сделать вывод, что нет смысла привязываться к другим людям, заводить друзей — всё равно скоро всё это закончится.

  • Неполная семья. Если мать одинока и к тому же обижена на мужчин, она будет передавать такое своё отношение дочери (через эмоции, действия, выражение лица, через слова). Дочь в этом случае может сделать вывод о том, что мужчинам нельзя доверять и сближаться с ними опасно. Так же и отец может передать сыну послание «женщинам нельзя доверять».

  • Дисфункциональная семья, когда обстановка в семье и отношения тем или иным способом нарушены. В этом случае ребенок может сделать вывод, что отношения — это плохо, семья — это плохо и опасно, и подсознательно избегать отношений.


Главный вывод, который ребенок делает «Сближаться — опасно. Доверять — опасно. Эмоционально открываться — опасно. Всё равно отвергнут. Всё равно не получится. Сегодня есть человек — завтра нет.». И этот вывод он несет через всю жизнь и реализует в своих отношениях, выстраивая их специфическим образом:
эмоционально холодно и отстраненно
выбирая партнеров с которыми близкие отношения невозможны
убегая из отношений, не давая им развиваться.

Допишу про ресурс.
Сближаться действительно не всегда безопасно. И тут получается, что человек не чувствует в себе ресурса справиться, если что-то пошло не так. Для него это слишком травматично и непереносимо. И задача терапии здесь в том числе, помочь человеку обрести этот ресурс, почувствовать и вырастить его в себе. Научиться опираться на себя, и поддерживать себя, чувствовать себя полноценным и целостным - в любом случае, есть отношения или нет.

Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого послания
Чаще всего родители сами имеют травмирующий опыт на эту тему — и хотят предостеречь ребенка от боли и разочарований. Поэтому говорят, что людям не надо доверять, надо быть осторожными и лучше держаться подальше на всякий случай, пока человек не докажет обратного.
1. В идеале - исправить эту установку у себя.
2. Поддерживать теплый эмоциональный контакт с ребенком. Не отталкивать ребенка, когда он хочет тактильного контакта.
3. Показывать ребенку позитивный пример — свой личный, в семье, с друзьями.

Что можно делать самостоятельно
Постепенно учиться сближаться и доверять. Сознательно искать позитивные примеры, когда людям в отношениях хорошо.
Терапевтические группы здесь могут хорошо помочь.
Выращивать и накапливать в себе внутренний ресурс. Потому что в отношениях действительно нет 100% гарантий, что обязательно сложится, получится и будет как в сказке. Всяко может быть. И тут поможет способность справляться с
различными жизненными вызовами, и не разрушаться если что-то пошло не так.

Трудности в терапии:
Обладатель этого послания думает и говорит, что хочет отношений. И притом, подсознательно хочет их избежать. Кроме того, в терапию такие люди приходят после достаточно долгого опыта жизни в одиночестве, и они уже настолько привыкли жить одни, что им трудно впустить близкого человека в свою жизнь.
Если человек пришел в терапию с запросом «не хочу быть один, хочу построить отношения», ему нужно будет менять что-то в своем образе жизни и круге общения. Ведь отношения должны откуда-то появиться, где-то нужно познакомиться и делать что-то новое для того, чтобы отношения появились.
Есть риск, что на этом этапе человек решит не переходить к активным действиям, а предпочтет закончить свою работу со специалистом. В моей практике было несколько таких случаев, когда в терапии на этом этапе человек решал не продолжать работу, отложить этот вопрос на потом,  потому что не был готов сейчас менять свою жизнь и впускать в свою жизнь близкого человека.


Приглашаю к обсуждению в комментариях, если есть вопросы, то задавайте!


Вероника Крайнова
психолог, коуч, эриксоновский гипнотерапевт
Tags: психо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments