Вероника Крайнова (nika_kraynova) wrote,
Вероника Крайнова
nika_kraynova

Родительские послания. Начало.

И еще моя одна статья, вышла в ру_психолог. Это первая в цикле о родительских посланиях.

Оригинал взят у nika_kraynova в Родительские послания. Начало.

Здравствуйте!

Я решила сделать цикл эссе о родительских посланиях (в транзактном анализе их еще называют «предписания»).

И сегодня предлагаю поговорить о том, что это такое, откуда они берутся и каким образом передаются.

.

Родительские послания (предписания) - это жизненные установки, которые ребенок принимает от родителей в раннем детстве.

Если это деструктивная установка — то потом она будет мешать ему жить и быть счастливым.

Можно выделить 12 главных родительских посланий (по Гулдингам, «Психотерапия нового решения»)

1. Не делай
2. Не будь (не живи)
3. Не сближайся
4. Не будь значимым
5. Не будь ребенком
6. Не взрослей
7. Не добейся успеха
8. Не будь собой
9. Не будь здоровым
10. Не будь нормальным
11. Не принадлежи
12. Не будь счастливым

Этот список может быть дополнен, в разных источниках разные классификации.

В этом цикле эссе мы подробно поговорим о каждом из этих основных посланий, и о дополнительных тоже.

.

Родитель передает эти послания неосознанно.

Вряд ли можно представить родителя, говорящего ребенку «не будь здоровым», или «не живи». Как правило, эти установки передаются невербально - т.е. не произносятся вслух. И сам родитель не осознает, что он их передал.

В транзактном анализе считается, что послание передается от эго-состояния «Ребенок» матери/отца (или человека их заменяющего) к эго-состоянию «Ребенок» соответственно их ребенка.

.
Например:

Мать испытывает страх, тревогу, хочет всё контролировать... и ребенок получает послание «не делай»

Мать не хотела этого ребенка, и ребенок получает послание «не будь, не живи».

Мать заботится о ребенке, когда он болеет, а когда ребенок здоров — почти не уделяет ему внимания (например потому что сильно занята) — и ребенок получает послание «не будь здоровым».
.

.
Каким образом эти послания в принципе передаются:

Через действия или бездействие родителей, через их мимику, через интонации голоса, а иногда и через истории, которые они рассказывают:


  • На что родители обращают внимание

  • Что игнорируют

  • за что поощряют ребенка

  • за что наказывают

  • в каких случаях уделяют ребенку внимание и заботятся

  • какие эмоции и чувства испытывают и демонстрируют ребенку

  • что рассказывают ребенку об обстоятельствах его появления на свет (есть такой термин «миф о рождении»)

.

Миф о рождении:

Это семейная история, каким образом ребенок появился на свет.

Например, если мать говорит «Я не хотела чтобы ты рождался, собиралась сделать аборт, но не получилось».

Ребенок в этом случае получит послание «не живи».

Эта история тоже звучит дико, и может быть непонятно, зачем родители такое рассказывают. Однако, практически во всех тех случаях, когда я работала с посланием «не живи» у клиентов, родственники зачем-то сообщали ребенку о том, что его не хотели.

Т.е. ребенок изначально получил это послание невербально в раннем возрасте — через поведение и эмоции родителей, а потом еще послание укрепили таким рассказом.

.

В каком возрасте передаются эти послания

Как правило до 3х лет закладывается основа, а до 7-ми лет еще больше укрепляется.

.

Есть ли у ребенка выбор, брать эти установки или не брать?

И да, и нет. Это очень дискуссионный вопрос

С одной стороны, разные дети из одних и тех же событий могут сделать разные выводы. С другой стороны, ребенок растет в этой среде, и деться от этих посланий ему особенно некуда, потому что они являются элементом среды, вся жизнь ими пропитана.

Маленький ребенок принимает решение, согласиться с этим посланием, воспринять его. Конечно, это звучит странно, как 2-3 летний маленький человек может принимать такое решение. На практике это означает, что ребенок внутренне соглашается что он такой, и мир так устроен.

Например:

«обо мне заботятся и меня любят когда я болею» - это и будет послание «не будь здоровым»

«я здесь никому не нужен, они не хотят чтобы я здесь был» - это послание «не будь, не живи».


.

Сколько из таких посланий может быть у человека

По опыту своей работы знаю, что у одного человека может быть больше половины этого списка.

Есть казалось бы взаимоисключающие послания, «не взрослей» и «не будь ребенком». Однако и они могут быть оба, просто в разных контекстах. И в рабочих вопросах человек может вести себя согласно посланию «не будь ребенком», а в личных — согласно посланию «не взрослей».


.

Как узнать какие есть установки у Вас:


  1. Посмотреть на список, прочитать последующие эссе, где я буду говорить подробно о каждом послании и описывать симптомы — и определить, что из описанного похоже на Вас


  2. Есть специальные диагностические тесты, которые позволяют с помощью специальных вопросов определить, какие послания действуют и проявляют себя


  3. В трансе: Вы находитесь в трансе, а терапевт Вам зачитывает послания. Вы слушаете себя, какое из посланий больше или меньше отзовется. Этот способ иногда приносит неожиданные результаты.
    .

    Например, у меня в практике было, что клиентка посмотрела на список и никак не отреагировала на послание «не будь, не живи». Сказала, что "у меня этого точно нет". А когда мы сделали диагностику в трансе, то именно это послание ей очень отозвалось, до слёз.

    Так бывает, человек думает, что какой-то установки у него нет.

    А на самом деле она есть, просто срабатывает психическая защита и человек читает и «не понимает», что это о нем .

    А в трансе эта установка, отзывается очень мощно, и по телесным ощущениям и по эмоциям.


.

Можно ли эти установки поменять?

Да, можно. Как говорила моя преподаватель по транзактному анализу, «у взрослой личности всегда есть выбор».

И путь здесь такой:


  1. Осознать ,что это послание у Вас есть


  2. Понять, от кого и каким образом Вы его получили


  3. Принять новое решение, не брать это послание (это как правило делается в терапии, с помощью специальных техник)


  4. Сформировать новое послание для себя, которое будет помогать Вам


  5. Закрепить новое послание, чтобы именно оно для Вас работало и на уровне сознания, и на уровне подсознания


.
.
Практически в любом из направлений психотерапии есть методики, которые позволяют изменить эти послания. Я сама применяю для этого интегративный подход: Транзактный анализ, психосинтез, и эриксоновский гипноз.

.
В следующих эссе мы подробно поговорим о каждом из этих посланий. Я расскажу, каким образом они могут быть заложены, каким образом проявляются у человека во взрослой жизни, и на что влияют.

Если есть вопросы — задавайте в комментариях к этой статье

Вероника Крайнова

Психолог, коуч, эриксоновский гипнотерапевт

Tags: психо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments